Примечания
1 Книга «Происхождение семьи, частной собственности и государства» была написана Энгельсом в течение двух месяцев — с конца марта до конца мая 1884 года. Разбирая рукописи Маркса, Энгельс обнаружил подробный конспект книги прогрессивного американского учёного Л. Г. Моргана «Древнее общество», составленный Марксом в 1880–1881 гг. и содержащий много его критических замечаний и собственных положений, а также дополнений из других источников. Ознакомившись с этим конспектом и убедившись в том, что книга Моргана подтверждает выработанное Марксом и им материалистическое понимание истории и сложившиеся у них взгляды на первобытное общество, Энгельс счёл необходимым написать специальную работу, широко использовав замечания Маркса, а также некоторые выводы и фактический материал, содержащиеся в книге Моргана. Энгельс рассматривал это как «в известной мере выполнение завещания» Маркса. При работе над книгой Энгельс привлёк многочисленные и разнообразные дополнительные материалы своих собственных исследований по истории Греции и Рима, древней Ирландии, древних германцев и т. д. (см. работы Энгельса «Марка», «К истории древних германцев» и «Франкский период» и др.).
Первоначально Энгельс предполагал напечатать свою работу в легальном теоретическом журнале германской социал-демократии «Neue Zeit» («Новое время»), но в дальнейшем отказался от этого плана, считая, что по своей политической направленности это произведение не может быть напечатано в Германии в условиях действия исключительного закона против социалистов. Книга вышла в свет в Цюрихе в начале октября 1884 года. В первое время германские власти чинили препятствия её распространению, но впоследствии эти трудности были преодолены и два последующих издания книги (второе — в 1886 и третье — в 1889 г.) были выпущены уже в Штутгарте. Никаких изменений по сравнению с первым изданием в них внесено не было. Первые переводы книги на иностранные языки — польский, румынский и итальянский — появились в 1885 г., причём итальянский перевод был отредактирован самим Энгельсом. Энгельс отредактировал также датский перевод, вышедший в 1888 году. Первое издание было переведено и на сербский язык.
В 1890 г., в связи с накоплением нового материала по истории первобытного общества, Энгельс приступил к подготовке нового издания своей книги. В ходе работы над ним он изучил всю новейшую литературу вопроса, в частности работы русского учёного М. М. Ковалевского, внёс в первоначальный текст много изменений и поправок, а также значительные дополнения, особенно в главу о семье, учитывая новейшие достижения археологии и этнографии. Однако эти изменения и уточнения не затронули выводов Энгельса, которые в новых данных науки получили новое подтверждение. Эти выводы полностью сохранили своё значение и в дальнейшем; последующее развитие науки показало всю правильность основных положений работы Энгельса, хотя некоторые детали, взятые из книги Моргана, нуждаются, в свете новых научных данных, в известном уточнении (например, моргановская периодизация первобытной истории, применённая им в связи с этим терминология и т. д.).
Четвёртое, исправленное и дополненное издание книги Энгельса вышло в Штутгарте в конце 1891 г. и в дальнейшем уже не подвергалось никаким изменениям; Энгельс написал для него также новое предисловие, опубликованное и в виде отдельной статьи под заглавием «К истории первобытной семьи».
При жизни Энгельса вышло ещё два издания — пятое (1892) и шестое (1894), представлявшие собой простую перепечатку четвёртого издания. С этого издания были сделаны первые переводы на французский (1893 г., перевод был отредактирован Лаурой Лафарг и просмотрен Энгельсом), болгарский (1893), испанский (1894) языки; на английском языке книга вышла лишь в 1902 году. На русском языке книга Энгельса была издана впервые в Петербурге в 1894 г., в переводе, сделанном с четвёртого немецкого издания; это было первое произведение Энгельса, изданное в России легально. До Октябрьской революции, в 1894–1910 гг., книга выдержала в России десять изданий. Впоследствии книга неоднократно издавалась на русском и других языках, ряд её изданий был подготовлен Институтом марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. — 3.
2 Имеется в виду составленный К. Марксом «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»»; опубликован в книге «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, 1941, стр. 1–192. — 3.
3 Имеется в виду книга E. A. Freeman. «Comparative Politics». London, 1873 (Э. О. Фриман. «Сравнительная политика». Лондон, 1873). — 5.
4 До выхода в свет четвёртого издания книги предисловие было опубликовано с согласия автора в журнале «Neue Zeit» № 41, 1891 г., под заглавием «К истории первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган)». — 6.
5 Имеются в виду следующие издания книги Энгельса: «L'origine della famiglia, della proprietà privata e dello Stato». Versione riveduta dell'autore, di Pasquale Martignetti. Benevento, 1885; «Origina familiei, proprietăţeĭ private şi a statuluĭ», tradusă de Joan Nădejde, in: «Contemporanul» №№ 17, 18, 19, 20–21, 1885, №№ 22, 23–24, 1886; «Familjens, Privatejendommens og Statens Oprindelse». Dansk, af Forfatteren gennemgaaet Udgave, besoerget af Gerson Trier. København, 1888, L'Origine de la Famille, de la Propriété privée et de l'État». Paris, 1893. — 7.
6 E. B. Tylor. «Researches into the Early History of Mankind and the Development of Civilisation». London, 1865 (Э. Б. Тэйлор. «Исследование первобытной истории человечества и возникновения цивилизации». Лондон, 1865). — 8.
7 J. J. Bachofen. «Das Mutterrecht. Eine Untersuchung über die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiösen und rechtlichen Natur». Stuttgart, 1861 (И. Я. Бахофен. «Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира на основе его религиозной и правовой природы». Штутгарт, 1861). — 8.
8 Эсхил. «Орестея. Эвмениды». — 9.
9 Энгельс цитирует книгу Мак-Леннана «Studies in Ancient History comprising a Reprint of «Primitive Marriage. An Inquiry into the Origin of the Form of Capture in Marriage Ceremonies»». London and New-York, 1886, («Очерки по древней истории, включающие перепечатку книги «Первобытный брак. Исследование о происхождении обряда похищения в свадебных церемониях»». Лондон и Нью-Йорк, 1886, стр. 124–125). Работа Мак-Леннана «Первобытный брак» была впервые опубликована отдельным изданием в Эдинбурге в 1865 г., а первое издание «Очерков по древней истории» (включая сюда перепечатку работы «Первобытный брак») вышло в свет в Лондоне в 1876 году. Ниже Энгельс упоминает и это издание. — 12.
10 R. G. Latham. «Descriptive Ethnology». Vol. I–II. London, 1859.
Магары — племя, в настоящее время народность, населяющая западные районы Непала. — 13.
11 Имеются в виду четырнадцать «Писем об ирокезах», опубликованных Л. Г. Морганом в журнале «American Review» («Американское обозрение»), Нью-Йорк, №№ II–XII за февраль — декабрь 1847 г., а также его книга «League of the Ho-dé-no-sau-nee or Iroquois». Rochester, 1851 («Лига Ho-dé-no-sau-nee или Ирокезов». Рочестер, 1851). — 13.
12 J. Lubbock. «The Origin of Civilisation and the Primitive Condition of Man. Mental and Social Condition of Savages». London, 1870 (Дж. Леббок. «Происхождение цивилизации и первобытное состояние человека. Духовное и общественное состояние диких народов». Лондон, 1870). — 14.
13 L. H. Morgan. «Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family». Washington, 1871 (Л. Г. Морган. «Системы родства и свойства́ человеческой семьи». Вашингтон, 1871). — 15.
14 A. Giraud-Teulon. «Les origines de la famille». Genève, Paris, 1874 (А. Жиро-Тёлон. «Происхождение семьи». Женева, Париж, 1874).
J. Lubbock. «The Origin of Civilisation and the Primitive Condition of Man. Mental and Social Condition of Savages». Fourth Ed. London, 1882. — 16.
15 L. H. Morgan. «Ancient Society, or Researches in the Lines of Human Progress from Savagery through Barbarism to Civilization». London, 1877 (Л. Г. Морган. «Древнее общество, или исследование линий человеческого про гресса от дикости через варварство к цивилизации». Лондон, 1877). — 16.
16 Энгельс совершил путешествие в Соединённые Штаты Америки и Канаду вместе с Эдуардом Эвелингом, Элеонорой Маркс-Эвелинг и К. Шорлеммером в августе — сентябре 1888 года. Путевые впечатления Энгельса от этой поездки см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 21, стр. 484–486. — 18.
17 J. F. McLennan. «Studies in Ancient History». London, 1876, p. 333. — 19.
18 См. L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 19, а также «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 4. — 21.
19 Пуэбло — название группы индейских племён Северной Америки, живших на территории Новой Мексики (в настоящее время — Юго-Запад США и Северная Мексика) и объединённых общностью истории и культуры. Это название, происходящее от испанского слова pueblo (народ, селение, община), было дано им испанскими завоевателями в связи с особым характером их селений, которые представляли собой большие общинные дома-крепости до 5–6 этажей, вмещавшие до тысячи человек; оно применялось также по отношению к селениям этих племён. — 24.
20 Энгельс имеет в виду сочинения Гая Юлия Цезаря «Записки о галльской войне» и Публия Корнелия Тацита «Германия». — 27.
21 При работе над первым изданием своего труда Энгельс пользовался следующими книгами Мак-Леннана: «Primitive Marriage. An Inquiry, into the Origin of the Form of Capture in Marriage Ceremonies». Edinburgh, 1865 («Первобытный брак. Исследование о происхождении обряда похищения в свадебных церемониях». Эдинбург, 1865); «Studies in Ancient History comprising a Reprint of «Primitive Marriage. An Inquiry into the Origin of the Form of Capture in Marriage Ceremonies»». London, 1876 («Очерки по древней истории, включающие перепечатку книги «Первобытный брак. Исследование о происхождении обряда похищения в свадебных церемониях»». Лондон, 1876); в дальнейшем, при подготовке четвёртого издания (1891), Энгельс учёл также вышедшее
в Лондоне и Нью-Йорке в 1886 г. новое издание последней книги Мак-Леннана. — 29.
22 L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 435. — 30.
23 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 21). — 30.
24 Имеется в виду книга: J. J. Bachofen. «Das Mutterrecht. Eine Untersuchung über die Gynaikokratie der alten Welt nach ihrer religiösen und rechtlichen Natur». Stuttgart, 1861 (И. Я. Бахофен. «Материнское право. Исследование гинекократии древнего мира на основе его религиозной и правовой природы». Штутгарт, 1861). — 31.
25 Ch. Letourneau. «L'évolution du mariage et de la famille». Paris, 1888. — 32.
26 Это высказывание Соссюра приводится в книге: A. Giraud-Teulon. «Les origines du mariage et de la famille». Genève, Paris, 1884, p. XV (А. Жиро-Тёлон. «Происхождение брака и семьи». Женева, Париж, 1884, стр. XV). — 33.
27 E. Westermarck. «The History of Human Marriage». London and New York, 1891. — 33.
28 Ch. Letourneau. «L'évolution du mariage et de la famille». Paris, 1888, p. 41. — 33.
29 A. Espinas. «Des sociétés animales». Paris, 1877; Энгельс цитирует Эспинаса по стр. 518 книги Жиро-Тёлона (см. примечание 26), в которой в качестве приложения помещён отрывок из этой работы. — 33.
30 H. H. Bancroft. «The Native Races of the Pacific States of North America». Vol. I–V, New York, 1875. — 36.
31 См. E. Westermarck. «The History of Human Marriage». London and New York, 1891, p. 70–71. — 37.
32 Это письмо Маркса до нас не дошло. Энгельс упоминает о нём в письме Каутскому от 11 апреля 1884 года. — 37.
33 Речь идёт о тексте оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга», написанном самим композитором на основе скандинавского эпоса «Эдда» и немецкого эпоса «Песнь о Нибелунгах». См. R. Wagner. «Der Ring des Nibelungen, erster Tag, die Walküre», zweiter Aufzug (P. Вагнер. «Кольцо Нибелунга, день первый, Валькирия», акт второй).
«Песнь о Нибелунгах» — крупнейший памятник немецкого народного героического эпоса, созданный на основе древних германских мифов и сказаний периода так называемого великого переселения народов (III–V вв.). В дошедшем до нас виде эта эпическая поэма сложилась около 1200 года. — 38.
34 Говоря о французском друге и почитателе Вагнера, Энгельс имеет в виду французского социалиста Шарля Бонье.
«Эдда» — собрание мифологических и героических сказаний и песен скандинавских народов; сохранилось в виде рукописи XIII в., открытой в 1643 г. исландским епископом Свейнсоном (так называемая «Старшая Эдда»), и в виде трактата о поэзии скальдов, составленного в начале XIII в. поэтом и летописцем Снорри Стурлусоном («Младшая Эдда»). Песни «Эдды» отразили состояние скандинавского общества в период разложения родового строя и переселения народов. В них встречаются образы и сюжеты из народного творчества древних германцев.
«Эгисдрекка» — одна из песен «Старшей Эдды», относящаяся к более поздним текстам сборника. Энгельс приводит здесь места из строф 32 и 36 этой песни. — 38.
35 Асы и ваны — две группы богов в скандинавской мифологии.
«Сага об Инглингах» — первая сага из книги о норвежских королях (с древнейших времён до XII в.) средневекового исландского поэта и летописца Снорри Стурлусона «Heimskringla» («Земной круг»), составленной в первой половине XIII в. на основе исторических хроник о норвежских королях и исландских и норвежских родовых саг. Энгельс приводит место из 4-й главы этой саги. — 38.
36 L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 425. — 39.
37 См. J. J. Bachofen. «Das Mutterrecht». Stuttgart, 1861, S. XXIII, 385 и др. — 41.
38 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 187). — 41.
39 Цезарь. «Записки о галльской войне», кн. V, гл. 14. — 42.
40 «The People of India». Edited by J. F. Watson and J. W. Kaye. Vol. I–VI, London, 1868–1872 («Население Индии». Издано Дж. Ф. Уотсоном и Дж. У. Кеем. Тт. I–VI, Лондон, 1868–1872); Энгельс приводит цитату из II тома этого издания, стр. 85. — 42.
41 Речь идёт о брачных классах, или секциях — особых группах, на которые делилось большинство австралийских племён. Мужчины каждой группы могли вступать в брак только с женщинами определённой другой группы; в каждом племени имелось 4–8 таких групп. — 42.
42 L. H. Morgan. «Systems of Consanguinity and Affinity of the Human Family». Washington, 1871 (Л. Г. Морган. «Системы родства и свойства́ человеческой семьи». Вашингтон, 1871). — 44.
43 Результаты исследований Файсона, проведённых им совместно с Хауиттом, изложены в книге: L. Fison and A. W. Howitt. «Kamilaroi and Kurnai». Melbourne, Sydney, Adelaide, and Brisbane,
1880 (Л. Файсон и А. У. Хауитт. «Камиларои и курнаи». Мельбурн, Сидней, Аделаида и Брисбен, 1880). — 45.
44 См. L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 459; Энгельс приводит эту цитату в изложении Маркса (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 28). — 49.
45 Энгельс цитирует письмо А. Райта по выдержке, приведённой в книге Моргана (см. L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 455, а также «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 26–27). Полный текст этого письма (его точная дата — 19 мая 1874 г., у Моргана указан 1873 г.) был опубликован в журнале «American Anthropologist». New Series. Menasha, Wisconsin, U. S. A., 1933, № 1, p. 138–140 («Американский антрополог». Новая серия. Менаша, Висконсин, США, 1933, № 1, стр. 138–140). — 51.
46 H. H. Bancroft. «The Native Races of the Pacific States of North America». Vol. I, New York, 1875, p. 352–353. — 52.
47 Сатурналии — ежегодные празднества в Древнем Риме в честь бога Сатурна, устраивавшиеся в период зимнего солнцестояния в связи с окончанием земледельческих работ. Во время этих празднеств устраивались массовые пиры и оргии; в сатурналиях принимали участие и рабы, которым разрешалось сидеть за одним столом со свободными. В дни сатурналий царила свобода половых отношений. Слово «сатурналии» сделалось нарицательным для обозначения разгульных пиршеств и оргий. — 53.
48 Речь идёт о книге Л. Агассиса, написанной им совместно с его женой: Professor and Mrs. Louis Agassiz. «A Journey in Brazil». Boston and New York, 1886; первое издание этой работы вышло в 1868 году. — 54.
49 Имеется в виду так называемая «Гвадалупская сентенция» от 21 апреля 1486 г. — третейское решение испанского короля Фердинанда V Католика, принятое им под давлением крестьянского восстания в Каталонии; король выступал здесь в качестве арбитра между восставшими крестьянами и феодалами. Решение предусматривало отмену прикрепления крестьян к земле и уничтожение целого ряда наиболее ненавистных крестьянству феодальных повинностей, в том числе права первой ночи; за это крестьяне должны были внести крупный выкуп. — 55.
50 S. Sugenheim. «Geschichte der Aufhebung der Leibeigenschaft und Hörigkeit in Europa bis um die Mitte des neunzehnten Jahrhunderts». St. Petersburg, 1861 (С. Зугенхейм. «История отмены крепостного права и личной зависимости в Европе вплоть до середины XIX столетия». С.-Петербург, 1861). — 55.
51 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 111). — 60.
52 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 112). — 60.
53 М. Kovalevsky. «Tableau des origines et de l'évolution de la famille et de la propriété». Stockholm, 1890. — 60.
54 См. L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 465–466, а также «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 29. — 60.
55 См. L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 470, а также «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 31. — 61.
56 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 31). — 61.
57 Имеется в виду работа М. М. Ковалевского «Первобытное право, выпуск I. Род». М., 1886. В этой работе Ковалевский ссылается на данные относительно семейной общины в России, сообщённые Оршанским в 1875 г. и А. Я. Ефименко в 1878 году. — 62.
58 «Правдой» Ярослава называют первую часть древнейшей редакции «Русской Правды» — сборника законов Древней Руси, возникшего в XI–XII вв. на основе обычного права того времени и отражавшего экономические и социальные отношения тогдашнего общества. — 62.
59 Далматинские законы — сборник законов, действовавших в XV–XVII вв. в Полице (часть Далмации); известен под названием Полицкого статута. — 62.
60 См. A. Heusler. «Institutionen des Deutschen Privatrechts». Bd. II, Leipzig, 1886, S. 271 (А. Хёйслер. «Основные начала германского частного права». Т. II, Лейпциг, 1886, стр. 271). — 63.
61 Упоминаемое сообщение Неарха см. в книге: Страбон. «География», кн. XV, гл. I. — 63.
62 Calpullis — семейные общины у индейцев Мексики в период её завоевания испанцами; каждая семейная община (calpulli), все члены которой имели общее происхождение, владела общим участком земли, который не подлежал ни отчуждению, ни разделу между наследниками. Calpullis описаны Алонсо де Сурита в его работе «Rapport sur les différentes classes de chefs de la Nouvelle-Espagne, sur les lois, les moeurs des habitants, sur les impôts établis avant et depuis la conquète, etc., etc.» («Донесение относительно различных категорий вождей в Новой Испании, о законах, нравах жителей, о налогах, установленных до и со времени завоевания, и т. д., и т. д.»), впервые опубликованной в книге: «Voyages, relations et mémoires originaux pour servir à l'histoire de la découverte de l'Amerique, publiés pour la première fois en français, par H. Ternaux-Compans». Vol. 11, Paris, 1840, pp. 50–64 («Путешествия, подлинные донесения и мемуары, относящиеся к истории открытия Америки, впервые
публикуемые на французском языке А. Терно-Компаном». Т. 11, Париж, 1840, стр. 50–64). — 63.
63 Имеется в виду статья Г. Кунова «Die altperuanischen Dorf- und Markgenossenschaften» («Древнеперуанские деревенские и марковые общины»), напечатанная в журнале «Ausland» 20 и 27 октября и 3 ноября 1890 года.
«Das Ausland» («Зарубежные страны») — немецкий журнал по вопросам географии, этнографии и естествознания, вначале ежедневный, с 1853 г. еженедельный, издавался в 1828–1893 годах; с 1873 г. выходил в Штутгарте. — 63.
64 Речь идёт о статье 230 Гражданского кодекса, принятого при Наполеоне в 1804 году. — 66.
65 См. К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» («Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 32). — 66.
66 Гомер. «Одиссея», песнь первая. — 66.
67 Эсхил. «Орестея. Агамемнон». — 66.
68 Плутарх. «Изречения лакедемонянок», глава V; см. также G. F. Schoemann. «Griechische Alterthümer». Bd. I, Berlin, 1855, S. 268 (Г. Ф. Шёман. «Греческие древности». Т. I, Берлин, 1855, стр. 268). — 67.
69 Спартиаты — полноправные граждане Древней Спарты.
Илоты — бесправные жители Древней Спарты, прикреплённые к земле и обязанные нести в пользу землевладельцев-спартиатов определённые повинности. Положение илотов по существу ничем не отливалось от положения рабов. — 67.
70 Аристофан. «Женщины на празднике Фесмофорий». — 68.
71 Геродот. «История», кн. VIII, гл. 105; см. также W. Wachsmuth. «Hellenische Alterthumskunde aus dem Gesichtspunkte des Staates». Th. II, Abth. II, Halle, 1830, S. 77 (В. Ваксмут. «Изучение эллинской древности с точки зрения её государственности», Ч. II, отдел II, Галле, 1830, стр. 77). — 68.
73 Энгельс приводит мысль, высказанную в работе Маркса и Энгельса «Немецкая идеология» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 3, стр. 30). — 70.
74 L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 504. — 70.
75 Гиеродулы — в Древней Греции и греческих колониях рабы и рабыни, принадлежавшие храмам. Женщины-гиеродулы во многих местах, особенно в городах Передней Азии и в Коринфе, занимались храмовой проституцией. — 71.
76 См. Тацит. «Германия», главы 18–19. — 73.
77 Аммиан Марцеллин. «История в 31 книге», кн. XXXI, гл. 9; Прокопий Кесарийский. «Война с готами», кн. II, гл. 14 (Книга VI «Истории войн Юстиниана с персами, вандалами и готами»). — 74.
78 Имеется в виду поэзия трубадуров Южной Франции конца XI — начала XIII веков. — 75.
79 Энгельс перефразирует здесь место из произведения Ш. Фурье. «Théorie de l'unité universelle», vol. III, 2-me éd.; Oeuvres complètes, t. IV, Paris, 1841, p. 120 (Ш. Фурье. «Теория всемирного единства», т. III, 2-е изд.; Полное собрание сочинений, т. IV, Париж, 1841, стр. 120); первое издание этого произведения вышло под за главием: «Traité de l'association domestique-agricole». T. I–II, Paris — Londres, 1822 («Трактат о домоводческо-земледельческой ассоциации». Тт. I–II, Париж — Лондон, 1822). — 76.
80 Дафнис и Хлоя — герои древнегреческого романа II–III веков; об авторе его, Лонге, не сохранилось никаких сведений. — 82.
81 См. «Песнь о Нибелунгах», песнь десятая. — 84.
82 «Гудрун» (также «Кудрун») — средневековая немецкая эпическая поэма XIII века. — 84.
83 H. S. Maine. «Ancient Law: its Connection with the Early History of Society, and its Relation to Modern Ideas» (Г. С. Мейн. «Древнее право: его связь с ранней историей общества и его отношение к современным правовым понятиям»); первое издание этой работы вышло в Лондоне в 1861 году; упоминаемое Энгельсом место см. на стр. 190 этого издания. — 82.
84 См. К. Маркс и Ф. Энгельс. «Манифест Коммунистической партии», глава первая (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, стр. 424–429). — 86.
85 L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 491–492. — 90.
86 См. примечание 42. — 91.
87 L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 85–86; Энгельс излагает цитату в соответствии с «Конспектом книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» Маркса (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 71). — 90.
88 Речь идёт о завоевании Мексики испанскими конкистадорами в 1519–1521 годах. — 98.
89 L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 115. — 100.
90 Здесь и далее Энгельс имеет в виду сочинение Тацита «Германия». — 101.
91 Новомексиканцы — см. примечание 19. — 102.
92 Имеются в виду работы Г. Л. Маурера: «Einleitung zur Geschichte der Mark-, Hof-, Dorf- und Stadt-Verfassung und der öffentlichen Gewalt». München, 1854 («Введение в историю маркового, подворного, сельского и городского устройства и публичной власти». Мюнхен, 1854); «Geschichte der Markenverfassung in Deutschland». Erlangen, 1856 («История маркового устройства в Германии». Эрланген, 1856); «Geschichte der Fronhöfe, der Bauernhöfe und der Hofverfassung in Deutschland». Bd. I–IV, Erlangen, 1862–1863 («История господских дворов, крестьянских дворов и подворного устройства в Германии». Тт. I–IV, Эрланген, 1862–1863); «Geschichte der Dorfverfassung in Deutschland». Bd. I–II, Erlangen, 1865–1866 («История сельского устройства в Германии». Тт. I–II, Эрланген, 1865–1866); «Geschichte der Städteverfassung in Deutschland». Bd. I–IV, Erlangen, 1869–1871 («История городского устройства в Германии». Тт. I—IV, Эрланген, 1869— 1871). — 104.
93 «Нейтральная нация» — так назывался в XVII в. военный союз нескольких родственных ирокезам индейских племён, живших на северном берегу озера Эри. Такое название было дано этому союзу французскими колонистами ввиду того, что он сохранял нейтралитет в войнах между племенами собственно ирокезов и гуронов. — 105.
94 Имеется в виду национально-освободительная борьба зулусов и нубийцев против английских колонизаторов. Зулусы, на которых англичане напали в январе 1879 г., во главе со своим вождём Кетчвайо в течение полугода оказывали исключительно стойкое сопротивление войскам английских колонизаторов. Последним удалось добиться победы только после ряда сражений благодаря огромному превосходству в вооружениях. Окончательно подчинить зулусов своему господству англичане смогли лишь позднее, в 1887 г., использовав спровоцированную ими и продолжавшуюся несколько лет междоусобную войну между различными зулусскими племенами.
Национально-освободительное восстание нубийцев, арабов и других народностей Судана во главе с мусульманским проповедником Мухаммедом-Ахмедом, называвшим себя «махди», т. е. «спасителем», началось в 1881 г. и достигло особых успехов в 1883–1884 гг., когда от войск английских колонизаторов, проникновение которых в Судан происходило с 70-х годов, была освобождена почти вся территория Судана. В ходе восстания образовалось самостоятельное централизованное махдистское государство. Лишь к 1899 г. войска английских колонизаторов, используя внутреннее ослабление этого государства в результате непрекращающихся войн и межплеменной розни, а также опираясь на подавляющее превосходство в вооружении, завоевали Судан. — 106.
95 G. Grote. «A History of Greece». Vol. I–XII (Дж. Грот. «История Греции». Тт. I—XII); первое издание этой работы вышло в Лондоне в 1846–1856 годах; приводимое здесь место см. стр. 54–55 тома третьего, вышедшего в Лондоне в 1869 году. — 109.
96 Имеется в виду судебная речь Демосфена против Эвбулида. В этой речи упоминается о древнем обычае хоронить в родовых гробницах только лиц данного рода. — 109.
97 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 134). — 109.
98 Упоминаемый здесь Энгельсом отрывок из не дошедшего до нас сочинения древнегреческого философа Дикеарха приводится в книге Ваксмута «Hellenische Alterthumskunde aus dem Gesichtspunkte des Staates». Th. I, Abth. I, Halle, 1826, S. 312. — 110.
99 W. A. Becker. «Charikles. Bilder altgriechischer Sitte. Zur genaueren Kenntniss des griechischen Privatlebens». Th. II, Leipzig, 1840, S. 447 (В. А. Беккер. «Харикл. Картины древнегреческих нравов, для более подробного ознакомления с частной жизнью греков». Ч. II, Лейпциг, 1840, стр. 447). — 110.
100 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» («Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 136). — 111.
101 G. Grote. «A History of Greece». A New Ed., vol. III, London, 1869. p. 66 (Дж. Грот. «История Греции». Новое изд., т. III, Лондон, 1869, стр. 66). — 111.
102 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 137). — 111.
103 G. Grote. «A History of Greece». A New Ed., vol. III, London, 1869, p. 60. Цитата приведена Марксом (с замечаниями в скобках) в его «Конспекте книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 138). — 111.
104 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 138–139). — 112.
105 G. Grote. «A History of Greece». A New Ed., vol. III, London, 1869, p. 58–59. — 112.
106 Гомер. «Илиада», песнь вторая. — 113.
107 Имеется в виду работа: Fustel de Coulanges. «La cité antique», livre III, chap. I (Фюстель де Куланж. «Древняя гражданская община», кн. III, гл. I); первое издание этой книги вышло в Париже — Страсбурге в 1864 году. — 113.
108 Дионисий Галикарнасский. «Римская древняя история», кн. II, гл. 12. — 114.
109 Эсхил. «Семеро против Фив». — 114.
110 G. F. Schoemann. «Griechische Alterthümer». Bd. I, Berlin, 1855,. S. 27. — 114.
111 Имеется в виду книга: W. Е. Gladstone. «Juventus Mundi. The Gods and Men of the Heroic Age», chap. 11 (У. Ю. Гладстон. «Юность мира. О богах и людях героической эпохи», гл. 11); первое издание этой работы вышло в Лондоне в 1869 году. — 115.
112 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 143); цитируется место из книги: L. Н. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 248. — 115.
113 Гомер. «Илиада», песнь вторая. — 116.
114 См. К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» («Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 144–145). — 116.
115 Фукидид. «История Пелопоннесской войны», кн. I, гл. 13. — 117.
116 Аристотель. «Политика», кн. III, гл. 10. — 117.
117 Речь идёт о предоставлении четвёртому классу афинских граждан — фетам (свободным, но неимущим людям) права занятия гражданских должностей, что́ часть источников приписывает Аристиду (V в. до н. э.). — 128.
118 Имеются в виду так называемые метэки — чужеземцы, поселившиеся в Аттике на постоянное жительство; будучи свободными, они не имели прав афинских граждан (права занимать общественные должности, участвовать в народном собрании, владеть недвижимым имуществом и т. д.). Они занимались главным образом ремеслом и торговлей, были обязаны платить особый налог и иметь «покровителей» из числа полноправных граждан, через которых могли обращаться к органам управления. — 128.
119 В 510–507 гг. до н. э. представитель рода Алкмеонидов Клисфен возглавил борьбу афинского демоса против господства старой родовой знати; в результате оно было свергнуто и проведены реформы, направленные на ликвидацию остатков родового строя. — 129.
120 См. L. Н. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 271. — 129.
121 В 560 г. до н. э. власть в Афинах захватил представитель обедневшего аристократического рода Писистрат, установивший режим единоличного правления — тирании. Этот режим существовал с перерывами (Писистрат дважды изгонялся из Афин и
вновь возвращался) до смерти Писистрата в 527 г. и после этого до 510 г., когда его сын Гиппий был изгнан и вскоре в Афинах установилось господство рабовладельческой демократии во главе с Клисфеном. Деятельность Писистрата, направленная на защиту интересов мелких и средних землевладельцев против родовой аристократии, не внесла серьёзных изменений в политическую структуру афинского государства. — 132.
122 Законы Двенадцати таблиц — древнейший памятник римского права. Были составлены в середине V в. до н. э. в результате борьбы плебеев против патрициев и заменили ранее действовавшее в Риме обычное право; эти законы отразили процессы имущественного расслоения римского общества, развития рабства и формирования рабовладельческого государства; законы были записаны на двенадцати досках (таблицах). — 134.
123 Имеется в виду битва в Тевтобургском лесу (9 г. н. э.) между восставшими против римских завоевателей германскими племенами и римскими войсками, которыми командовал Вар. Битва закончилась разгромом римлян и гибелью их полководца. — 134.
124 Аппий Клавдий был избран на 451 и 450 г. до н. э. в комиссию десяти (децемвиров), которой было поручено составление законов, ставших известными как законы Двенадцати таблиц; на это время комиссия была облечена всей полнотой власти; по истечении данного срока Аппий Клавдий вместе с другими децемвирами пытался путём узурпации продлить власть комиссии и на 449 год; однако произвол и насилия децемвиров, особенно Аппия Клавдия, вызвали восстание плебеев, приведшее к низложению децемвиров; Аппий Клавдий был заключён в тюрьму, где вскоре и умер.
Вторая Пуническая война (218–201 гг. до н. э.) — одна из войн, которые вели между собой два крупнейших рабовладельческих государства древности — Рим и Карфаген — за установление господства в Западном Средиземноморье, за захват новых территорий и приобретение рабов. Война закончилась поражением Карфагена. — 135.
125 Здесь Энгельс снова приводит замечание, сделанное Марксом по поводу греческого рода (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 134). — 136.
126 Th. Mommsen. «Römische Forschungen». 2. Aufl., Bd. I, Berlin, 1864. — 136.
127 Тит Ливий. «История Рима от основания города». — 137.
128 В своей книге «Römische Alterthümer». Bd. I, Berlin, 1856, S. 195, Ланге ссылается на диссертацию: Ph. E. Huschke. «De Privilegiis Feceniae Hispalae senatusconsulto concessis (Liv. XXXIX, 19)». Gottingae, 1822 (Ф. Э. Хушке. «О предоставлении постановлением сената привилегии Фецении Гиспале (Лив. XXXIX, 19)». Гёттинген, 1822). — 139.
129 В. G. Niebuhr. «Römische Geschichte». Th. I–III (Б. Г. Нибур. «История Рима». Ч. I–III); Энгельс приводит место из первой части, первое издание которой вышло в Берлине в 1811 году. — 140.
130 Th. Mommsen. «Römische Geschichte». Bd. I, Buch I, Kap. 6 (Т. Моммзен. «История Рима». Т. I, кн. I, гл. 6); первое издание первого тома этой работы вышло в Лейпциге в 1854 году. — 141.
131 Dureau de La Malle. «Économie politique des Romains». T. I–II, Paris, 1840 (Дюро де Ла Маль. «Политическая экономия римлян». Тт. I–II, Париж, 1840). Имеются в виду сравнительные таблицы древних и новых мер, а также денежных единиц, помещённые в конце первого тома. — 143.
132 J. F. M'Lennan. «Primitive Marriage». Edinburgh, 1865. — 145.
133 M. Kovalevsky. «Tableau des origines et de l'évolution de la famille et de la propriété». Stockholm, 1890. — 145.
134 Завоевание Уэльса англичанами было завершено в 1283 г., однако Уэльс продолжал после этого сохранять автономию; полностью он был объединён с Англией в середине XVI столетия. — 146.
135 В 1869–1870 гг. Энгельс работал над большим трудом, посвящённым истории Ирландии, который остался незаконченным, и в связи с изучением истории кельтов исследовал также и древнеуэльсские законы. — 146.
136 Энгельс цитирует книгу: «Ancient Laws and Institutes of Wales». Vol. I, 1841, p. 93 («Древние законы и установления Уэльса». Т. I, 1841, стр. 93). — 147.
137 В сентябре 1891 г. Энгельс совершил поездку по Шотландии и Ирландии. — 148.
138 В 1745–1746 гг. в Шотландии произошло восстание горных кланов против притеснений и обезземеливания, осуществлявшихся в интересах англо-шотландской земельной аристократии и буржуазии; горцы боролись за сохранение старинной родовой организации. Недовольством горцев воспользовалась часть дворянства горной Шотландии, заинтересованная в сохранении феодально-патриархальной клановой системы и выдвинувшая в качестве цели восстания восстановление на английском престоле династии Стюартов. После первоначальных кратковременных успехов армия повстанцев была разбита. В результате подавления восстания клановая система в горной Шотландии была разрушена, остатки родового землевладения ликвидированы, усилился процесс сгона шотландских крестьян с земли, были отменены родовые суды, запрещены некоторые родовые обычаи. — 149.
139 L. H. Morgan. «Ancient Society». London, 1877, p. 357, 358. — 149.
140 Beda Venerabilis. «Historia ecclesiastica gentis Anglorum» (Беда Достопочтенный. «Церковная история англов»), кн. I, гл. I. — 149.
141 Цезарь. «Записки о галльской войне», кн. VI, гл. 22. — 150.
142 «Алеманнская правда» — свод обычного права германского племенного союза алеманнов (аламанов), занимавшего с V в. территорию современного Эльзаса, современной Восточной Швейцарии и Юго-Западной Германии; относится к концу VI — началу VII вв. и VIII веку. Энгельс ссылается здесь на закон LXXXI (LXXXIV) «Алеманнской правды». — 150.
143 Речь идёт о работах M. M. Ковалевского «Первобытное право. Выпуск 1. Род». M., 1886 и «Tableau des origines et de l'évolution de la famille et de la propriété». Stockholm, 1890. — 150.
144 «Песнь о Хильдебранде» — героическая поэма, памятник древнегерманской эпической поэзии VIII в., сохранившийся в отрывках. — 151.
145 Тацит. «Германия», гл. 7. — 152.
146 Диодор Сицилийский. «Историческая библиотека», кн. IV, гл. 34, 43–44. — 153.
147 «Völuspâ» («Вещание провидицы») — одна из песен «Старшей Эдды» (см. примечание 34). — 153.
148 Имеются в виду следующие работы: A. Ch. Bang. «Voluspá og de sibyllinske orakler». 1879 (А. К. Банг. «Вещание провидицы и сивиллины прорицания». 1879) и S. Bugge. «Studier over de nordiske Gude- og Heltesagns Oprindelse». Kristiania, 1881–1889 (С. Бугге. «Очерки по вопросу о происхождении скандинавских саг о богах и героях». Христиания, 1881–1889). — 153.
149 G. L. Maurer. «Geschichte der Städteverfassung in Deutschland». Bd. I, Erlangen, 1869. — 154.
150 Восстание германских и галльских племён под предводительством Цивилиса против римского владычества, вызванное ростом податей, усиленными наборами в армию и злоупотреблениями римских чиновников, происходило в 69–70 гг. (по некоторым источникам 69–71 гг.), охватило значительную часть Галлии и подвластных Риму германских областей, создав для Рима угрозу потери этих территорий. После первоначальных успехов восставшие потерпели несколько поражений и были вынуждены заключить мир с Римом. — 154.
151 Цезарь. «Записки о галльской войне», кн. IV, гл. 1. — 156.
152 Тацит. «Германия», гл. 26. — 156.
153 «Codex Laureshamensis» («Лоршский картулярий») — сборник копий дарственных грамот и привилегий Лоршского монастыря, основанного во второй половине VIII в. во Франкском государстве, недалеко от города Вормса и представлявшего собой крупное феодальное владение в Юго-Западной Германии; сборник, составленный в XII в., является одним из важнейших источников по истории крестьянского и феодального землевладения VIII — IX веков. — 158.
154 Плиний. «Естественная история в 37 книгах», кн. XVIII, гл. XVII. — 158.
155 Плиний. «Естественная история в 37 книгах», кн. IV, гл. XIV. — 164.
156 Лиутпранд Кремонский. «Воздаяние», кн. VI, гл. 6. — 168.
157 Сальвиан Марсельский. «De gubernatione dei» («Об управлении божьем»), кн. V, гл. 8. — 168.
158 Бенефиций (beneficium, буквально: «благодеяние») — форма земельного пожалования, получившая широкое распространение во Франкском государстве в первой половине VIII века. Передававшийся в форме бенефиция участок земли с жившими на нём зависимыми крестьянами переходил в пожизненное пользование получателя (бенефициария) на условиях выполнения определённых служб, чаще всего военной. В случае смерти жалователя или бенефициария, а также в случае невыполнения последним обязательств и запущенности его хозяйства, бенефиций подлежал возврату собственнику или его наследникам и для возобновления бенефициальных отношений требовалось повторное пожалование. К раздаче бенефициев прибегала не только королевская власть, но и церковь, а также крупные магнаты. Бенефициальная система способствовала формированию класса феодалов, особенно мелкого и среднего дворянства, закрепощению крестьянских масс, развитию вассальных отношений и феодальной иерархии. Впоследствии бенефиции стали превращаться в наследственные лены (феоды). Роль бенефициальной системы в истории формирования феодализма раскрыта Энгельсом в работе «Франкский период» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 19, стр. 495–546). — 171.
159 Графы округов (Gaugrafen) — во Франкском государстве королевские виновники, поставленные во главе округов или графств. Каждый граф был наделён судебной властью в своём округе, собирал в нём налоги и ведал войском, которым командовал во время походов. За свою службу он пользовался третью королевских доходов, получаемых в данном округе, и вознаграждался земельными пожалованиями. Впоследствии графы стали постепенно превращаться из назначаемых королевских должностных лиц в крупных феодальных сеньоров, обладающих суверенной
властью, особенно после 877 г., когда официально была установлена передача графской должности по наследству. — 171.
160 Имеется в виду составленный в IX в. полиптик (опись земельных владений, населения и доходов) монастыря Сен-Жермен-де-Пре, известный под названием «Полиптик аббата Ирминона». Энгельс приводит данные из полиптика, по-видимому, по книге: P. Roth. «Geschichte des Beneficialwesens von den ältesten Zeiten bis ins zehnte Jahrhundert». Erlangen, 1850, S. 378 (П. Рот. «История бенефициальной системы с древнейших времен до десятого века». Эрланген, 1850, стр. 378). — 172.
161 Ангарии — повинности, возлагавшиеся в Римской империи на жителей и обязывавшие последних предоставлять лошадей и носильщиков для обслуживания правительственных транспортов; впоследствии приобрели более широкий характер, являясь тяжёлым бременем для населения. — 172.
162 Коммендация — одна из распространённых в Европе, начиная с VIII–IX веков, форм перехода крестьян под «покровительство» феодалов, или мелких феодалов под «покровительство» крупных на определённых условиях (несение военной службы и других служб в пользу «покровителя», передача ему своей земли с получением её обратно в виде условного держания). Означая для крестьян, которые часто принуждались к этому акту силой, утрату личной свободы, а для мелких феодалов — вступление в вассальные отношения с крупными, коммендация способствовала, с одной стороны, закрепощению крестьянства, а с другой — закреплению феодальной иерархии. — 174.
163 Ch. Fourier. «Théorie des quatre mouvements et des destinées générales»» 3-me éd.; Oeuvres complètes, t. I, Paris, 1846, p. 220 (Ш. Фурье. «Теория четырёх движений и всеобщих судеб», 3-е изд.; Полное собрание сочинений, т. I, Париж, 1846, стр. 220); первое издание книги вышло анонимно в Лионе в 1808 году. — 175.
164 «Песнь о Хильдебранде» — см. примечание 144.
При Гастингсе в 1066 г. произошло сражение войск герцога Нормандии Вильгельма, вторгшихся в Англию, с англосаксами. Англосаксонские войска, сохранявшие в своей военной организации пережитки общинного строя и имевшие примитивное вооружение, были разбиты, король англосаксов Гарольд погиб в бою, а Вильгельм стал королём Англии под именем Вильгельма I Завоевателя. — 182.
165 К. Маркс. «Конспект книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» («Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 153–154). — 184.
166 Дитмаршен — область в юго-западной части современного Шлезвиг-Гольштейна. В древности была населена саксами, в VIII в. завоёвана Карлом Великим, впоследствии находилась во владении различных духовных и светских феодалов. С середины XII в. население Дитмаршена, среди которого
преобладали свободные крестьяне, стало постепенно добиваться самостоятельности и с начала XIII до середины XVI в. фактически пользовалось независимостью, успешно отражая неоднократные попытки датских королей и гольштейнских герцогов покорить эту область. Общественное развитие Дитмаршена протекало весьма своеобразно: старое местное дворянство к XIII в. фактически исчезло, в период независимости Дитмаршен представлял собой совокупность самоуправляющихся крестьянских общин, основой которых являлись во многих случаях старые крестьянские роды. До XIV в. верховная власть в Дитмаршене принадлежала собранию всех свободных землевладельцев, затем она перешла к трём выборным коллегиям. В 1559 г. войска датского короля Фредерика II и гольштейнских герцогов Иоганна и Адольфа сломили сопротивление населения Дитмаршена и область была поделена между победителями. Однако общинное устройство и частичное самоуправление продолжали сохраняться в Дитмаршене вплоть до второй половины XIX века. — 190.
167 G. W. F. Hegel. «Grundlinien der Philosophie des Rechts», §§ 257 и 360 (Г. В. Ф. Гегель. «Основы философии права», §§ 257 и 360); первое издание этой работы вышло в Берлине в 1821 году. — 190.
168 F. Lassalle. «Das System der erworbenen Rechte». Th. II. «Das Wesen des Römischen und Germanischen Erbrechts in historisch-philosophischer Entwickelung» (Ф. Лассаль. «Система приобретённых прав». Ч. II. «Сущность римского и германского наследственного права в историко-философском развитии»); первое издание этой работы вышло в Лейпциге в 1861 году. — 198.
169 Цитируемое место частично приводится Марксом в его «Конспекте книги Льюиса Г. Моргана «Древнее общество»» (см. «Архив Маркса и Энгельса», т. IX, стр. 56–57). — 200.