Регулярно спрашивают, какую литературу читать для введения в нашу политическую среду?
Предлагаем идти от обратного - от современности к классикам, постепенно углубляя теорию.
Экономика
На самом деле, прямо с Маркса начинать не обязательно. Для начала можно прочесть «Исповедь экономического убийцы» Джона Перкинса.
Если тема экономики и политики зайдет - можно «повышать дозу», начиная с «Миро-системный анализ» Иммануила Валлерстайн.
И продолжая «Вирус либерализма» Самир Амина.
Направления в экономической мысли максимально простым языком объясняются в «Как устроена экономика» Чанг Ха-Джун.
Чтобы понимать язык современной экономики прочтите «Введение в макроэкономику» Татьяны Матвеевой.
Ну и вооружившись всеми этими знаниями можно переходить к прохождению Курса лекций по политэкономии (что важно, лекции содержат контрольные вопросы и на них нужно обязательно отвечать, для того чтобы материал качественно усваивался).
А после можно переходить и к чтению классиков: от «Манифеста коммунистической партии» до «Капитала».
↑
2. Культура, идеология и медийка
Работы, посвящённые современной культуре, не стоит использовать для бесцельного самообразования, поскольку они, помимо ценной информации, содержат великое множество авторских заблуждений и ошибочных подходов.
Основной целью изучения работ по современной культуре должно быть понимание устройства этой культуры, достаточное для того, чтобы суметь оценить целеполагание автора работы и реальный потенциальный эффект от этой работы. В том числе, в отношении собственных культурных произведений.
Ключевым для понимания культурной среды является понятие мифа и связанные с ним вопросы формирования истории (сценария, нарратива).
Для начала стоить посмотреть видео, где раскрывается метод Владимира Яковлевича Проппа, послуживший основой голливудского сценарного дела. https://rutube.ru/video/d19666c911329803f49398940bed8ba0/
После смотрим видео, где даётся наглядная демонстрация работы сценариста по методу В.Я. Проппа (в качестве примера приведены фильм "Брат" и сказки "Волшебное кольцо", "Гуси-лебеди"). На этом этапе стоит переходить непосредственно к книгам Проппа.http://vk.com/video-65322228_456241275
Читаем книгу «Морфология сказки» (в более поздних изданиях также «Морфология волшебной сказки») В. Я. Проппа. В книге раскрыто строение сказок на материале выборки из ста сказок из сборника «Народные русские сказки» А. Н. Афанасьева.
Это - необходимый базис для понимания способа формирования сценариев и нарративов в практической плоскости. Далее, необходимо расширить теоретическое понимание принципов работы мифов.
Читаем книгу «Тысячеликий герой» (в некоторых переводах — «Герой с тысячью лицами») американского учёного Джозефа Кэмпбелла. В книге раскрыто, что большинство мифов народов мира имеют общую сюжетную структуру — путешествие архетипического героя, мономиф. Раскрыты основные архетипы и сюжетные ходы.
Если даётся тяжело, имеет смысл начать с «Путешествия писателя» Кристофера Воглера, где ключевые достойные внимания концепции изложены более простым языком, однако, после, стоит продолжить с Кемпбеллом чтобы получить комплексное понимание явления.
Следующий этап: необходимо разобраться в историческом контексте изменений способов передачи информации и влияния этих перемен на сознание.
Для понимания места способов передачи информации в контексте исторической науки читаем «Введение в медиалогию» Режи Дебре. Это - необходимая основа для верного последующего понимания концепций Маршалла Маклюэна.
Ключевая книга: «Понимание медиа: внешние расширения человека» Маршалла Маклюэна. Автор выстраивает общую схему исторического развития средств коммуникации и выводит мысль о неразрывной связи содержания сообщения со способом его передачи (medium is the message).
Завершает базовую часть Юрий Лотман, «Культура и взрыв» (в составе сборника «Семиосфера»). Эта работа даёт понимание семиотики (науке о символах) в её приложении к исторической трансформации культуры в целом.
Пособие «Теория драмы и основы сценарного мастерства» посвящено истории, теории и различным аспектам анализа драмы. Основными задачами пособия являются изучение законов драматургии, методов анализа драматургического произведения, процесса исторического развития драмы, основных этапов в эволюции жанров и форм; умение формулировать идейно-тематический замысел, выстраивать событийно-действенный ряд и понимать природу драматического конфликта, художественную образность, форму, стиль произведения, и, наконец, уметь применять полученные знания в практической и творческой деятельности.
Для того, чтобы знания из этих работ по культуре уложились в общую схему теории познания, изучение стоит дополнить работой Владимира Ильича Ленина «Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии». Это поможет отфильтровать малозначимые философские концепции авторов, оставив лишь то, что действительно необходимо в деятельности.
Чтобы получить теоретическую базу по построению сетей контактов, социальному активизму и тому подобное - читаем работу под общей редакцией Андрея Константинова «Журналистское расследование» (нужен VPN).
Работа с источниками, служащими основой для любого произведения, требует источниковедческой дисциплины.
Учебное пособие «Источниковедение» разделяется на три составляющих.
1. Источниковедение как научная дисциплина и как системообразующее основание гуманитарного знания.
2. Источниковедение как метод получения нового строгого знания о человеке и обществе в их исторической перспективе.
3. Источниковедение как инструмент исторического исследования.
Для овладения навыком грамотно писать - читаем книгу Норы Галь «Слово живое и мёртвое», ничего лучше пока нет.
↑
3. Научный метод, теория познания, диалектика, философия
Начать можно с цикла из пяти лекций, ОБЯЗАТЕЛЬНО ответить на ВСЕ контрольные вопросы, без этого двигаться дальше имеет мало смысла.
Лекция первая: Основной вопрос философии
Лекция вторая. Диалектический материализм
Лекция третья. Немарксистские концепции развития (немарксистская философия)
Лекция четвёртая. Исторический материализм
Лекция пятая. Партийность философии
Потом можно прочесть Огородникова. «Философия: экзаменационные ответы для студентов вузов». Плюс Огородников есть на Ютуб.
Читаем учебник «Диалектический материализм» под редакцией Александрова Георгия Фёдоровича.
И читаем книгу Мориса Корнфорта «Открытая философия и открытое общество».
Идём дальше, с лёгким закончили.
Вы должны знать марксистскую политэкономию, потому что это пример конкретного приложения марксистского научного метода к экономике.
Лёгкий путь - это посмотреть Курс лекций по политэкономии и ОБЯЗАТЕЛЬНО ответить на ВСЕ контрольные вопросы, без этого двигаться дальше имеет мало смысла.
Трудный путь - это изучить «Капитал» Маркса, каждый пусть решает для себя сам.
Смотрим «Науку логики» Гегеля в кратком изложении М.В.Попова, и ОБЯЗАТЕЛЬНО проверяем усвоение материала, берём бумагу и выводим все основные категории, если где-то затык, пересматриваем лекцию.
Теперь читаем самого Гегеля «Наука логики», страдать и мучиться тут не надо, но познакомиться с работой стоит, после лекции Попова это будет не так сложно.
Ну и наконец, если усвоили весь рекомендованый материал, то можно приступать к Вазюлину «Логика Капитала».
↑
4. Дополнительно
Простым и понятным языком, про математику и статистику - читать Владимира Вадимовича Савельев а «Статистика и котики» (нужен VPN).
Методы профессионального образования: Владимир Дмитриевич Шадриков «Проблемы системогенеза профессиональной деятельности»
↑