Перейти к основному содержанию

Абстракция


Абстракция (от лат. термина abstractio — отвлечение, введенного Боэцием как перевод греческого термина, употреблявшегося Аристотелем) — одна из сторон, форм познания, заключающаяся в мысленном отвлечении от ряда свойств предметов и отношений между ними и выделении, вычленении какого-либо свойства или отношения. Иногда эти абстрагированные свойства и отношения мыслятся как связанные с известными классами объектов («металл», «атом», «натуральное число»). В других случаях они мыслятся изолированно от тех предметов, с которым они в действительности неразрывно связаны («красота», «нравственность», «стоимость», «полезность»). В процессе абстракции приходится отвлекаться и от некоторых субъективных возможностей человека. Например, невозможно «пересчитать» весь натуральный ряд чисел, но тем не менее в отвлечении от такой возможности создается абстракция актуальной (т. е. «сосчитанной», «завершённой») бесконечности.

Процесс абстракции является необходимым условием образования самых различных понятий. Более того, всякое познание вообще связано с процессами абстракции. Без них невозможно раскрытие сущности, проникновение в глубь предмета. Расчленение предмета и выделение в нем существенных сторон, всесторонний анализ их в «чистом» виде — все это результат абстрагирующей деятельности мышления. О значении абстракции для познания Ленин писал: «Мышление, восходя от конкретного к абстрактному, не отходит — если оно правильное… — от истины, а подходит к ней. Абстракция материи, закона природы, абстракция стоимости и т. д., одним словом, все научные (правильные, серьёзные, не вздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее»В. И. Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики». ПСС, изд. 5, т. 29, с. 152..

Критерием того, насколько абстракции, вводимые в науку, являются подлинно научными, служит практика. Научное истолкование процесса абстракции и его результатов даёт диалектический материализм.

Метод абстракции — это универсальный метод познания, логическая основа понимания природы и общественной жизни — и в субъективном смысле, т. к. посредством абстракции «…мы превращаем всякую вещь в логическую категорию…»К. Маркс. Нищета философии. Ответ на «Философию нищеты» г-на Прудона. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 4, с. 131., и в смысле объективном, поскольку абстракция (категории мышления) есть «…выражение закономерности и природы и человека…»В. И. Ленин. Конспект книги Гегеля «Наука логики». ПСС, изд. 5, т. 29, с. 83.. Наиболее развитой системой абстракций обладает математика, которая сама по существу является наукой об абстракциях: они составляют её предпосылку, метод и предмет. Все другие науки (в той мере, в какой они пользуются математикой) заимствуют её абстракции для собственных методов исследования, описания и объяснения, но каждая наука добавляет к заимствованным абстракциям свои, только ей свойственные абстракции. Существуют абстракции, характерные для всех естественных и общественных наук и практики. Таковы, в частности, простейшие абстракции свойств, классов и отношений, абстракции одинаковости, отождествления, неразличимости, индивидуации и др., необходимые как на первых шагах образования понятий, узнавания и классификации объектов познания, так и на всех уровнях формирования знаний о природной и общественной жизни.

Идеализм часто спекулировал на трудностях, связанных с абстрагирующей деятельностью мышления. В этой связи Ленин предупреждал, что возможность идеализма дана уже в самой элементарной абстракции. Превращение продуктов абстракции — понятий, идей — в сущность и первооснову мира характерно для идеалистической философии. Современный номинализм позитивистского толка отрицает необходимость для науки абстракций высоких уровней, лишая её важнейших средств отражения действительности, её потенциальных эвристических возможностей.

В диалектической логике понятие абстракции употребляется также в смысле одностороннего, неразвитого, в отличие от конкретного (см. Абстрактное и конкретное).

Категории
Философия
Диалектический материализм