Основным противоречием капитализма является противоречие между общественным характером процесса производства и частнокапиталистической формой присвоения.
Истоки основного противоречия капитализма уходят в простое товарное хозяйство. Противоречие между общественным и частным трудом как раз и является той формой, на основе которой вырастает противоречие между общественным характером процесса производства и частнокапиталистическим присвоением.
Труд мелкого товаропроизводителя был включён в систему общественного разделения труда и поэтому носил общественный характер. Однако товары изготовлялись отдельным самостоятельным производителем из собственного сырья, часто им же произведённого, собственными орудиями индивидуального производства. Продукт присваивался этим же производителем. Собственность на продукты покоилась на собственном труде, который являлся непосредственно частным трудом.
С появлением капиталистических крупных мастерских и мануфактур обобществление труда шагнуло вперёд, а частная собственность, основанная на личном труде, превратилась в частнокапиталистическую собственность. Собственник средств производства продолжал присваивать продукты, хотя они производились уже не его, а исключительно чужим трудом. Машинное производство превратило процесс труда в действительно общественный процесс, но он остался втиснутым в рамки частнокапиталистического присвоения. И тем резче выступила несовместимость общественного характера процесса производства с той капиталистической формой, внутри и посредством которой он развивался. Капиталистическое производство в самом себе развило факторы своей собственной гибели. Источник его развития — основное противоречие — постепенно превратился в источник глубочайшего конфликта, раздирающего капитализм. Ф. Энгельс писал: «…продукт общественного труда присваивается отдельным капиталистом. Это и составляет основное противоречие, откуда вытекают все те противоречия, в которых движется современное общество и которые с особенной ясностью обнаруживаются в крупной промышленности»1
.
Одной из форм выражения основного противоречия капитализма является противоречие между организацией производства на отдельных фабриках и анархией производства во всём обществе.
Капиталистический способ производства вырос на почве анархического товарного хозяйства, раздробленного частной собственностью. Капитализм усилил эту анархию, расшатав и разрушив феодальные перегородки, замкнутость натурального хозяйства средневековья. Но капитализм достиг этого путём концентрации средств производства и рабочей силы на крупных предприятиях, путем непосредственного обобществления труда сначала в мануфактурных мастерских, а затем на фабриках под командой отдельных предпринимателей. На рынке капиталисты выступают как независимые друг от друга производители товаров, здесь — царство стихии. Но внутри мануфактуры, внутри фабрики господствует беспрекословный авторитет капиталиста, здесь всё подчинено его воле. Фабричное разделение труда есть более высокая форма по сравнению с мануфактурным разделением труда.
На фабрике в гораздо большей мере, чем в мануфактуре, действует закон «железных» пропорций между различными звеньями совокупного труда. Этого требует сама технология крупного производства. Капиталист сознательно устанавливает эти пропорции и строго следит за их соблюдением. И чем крупнее капиталистическое предприятие, чем больше на нём сосредоточено средств производства и рабочей силы, тем шире в каждом отдельном случае границы планомерной организации производства. Но эта организация имеет место в общей обстановке анархического хозяйства. И анархия общественного производства усиливается в той мере, в какой растут крупные капиталистические предприятия, ведущие конкурентную борьбу друг с другом.
Таким образом, общественный характер процесса производства, втиснутый в узкие рамки частнокапиталистических отношений, превращает последние в крайне противоречивое явление. Как частные, они целиком соответствуют анархическому строю общественного производства, исключая в нём какую бы то ни было сознательную организацию и единое централизованное управление. Как капиталистические, они покоятся на эксплуатации совокупного рабочего, на кооперации труда, требующей функции авторитарного руководства и управления кооперативным процессом труда. Это — своеобразное «признание» общественной природы современных производительных сил. Но на почве капиталистических производственных отношений планомерная организация в народнохозяйственном масштабе невозможна.
Противоречие между планомерной организацией производства на отдельных предприятиях и анархией производства во всём обществе свидетельствует о том, что частнокапиталистические отношения с самого начала своего возникновения имеют исторически преходящий характер, что, выполнив свою историческую миссию, они неизбежно превращаются в тормоз развития производительных сил. Они сами себя отрицают, подготавливая материальные предпосылки для революционного перехода общества к новому, социалистическому, планомерно развивающемуся производству.
Развитие производительных сил, гигантский рост обобществления труда привели к полному разрыву между средствами производства, сконцентрированными в руках капиталистов, и производителями, лишёнными всего, кроме своей рабочей силы. Наёмный труд стал основой всего производства. Рабочие и капиталисты превратились в два основных враждебных друг другу класса буржуазного общества. Основное противоречие капитализма выступает наружу прежде всего как антагонистическое противоречие между рабочим классом и классом капиталистов — между трудом и капиталом. Это главная форма его проявления.
Класс капиталистов, или буржуазия, — господствующий класс буржуазного общества. Ему принадлежат средства производства, с помощью которых осуществляется эксплуатация рабочих. Классу капиталистов подчинено и буржуазное государство. Оно является, по сути дела, исполнительным комитетом класса капиталистов, орудием политической диктатуры буржуазии. В условиях современного капитализма государство фактически стало орудием наиболее влиятельной верхушки буржуазии — крупнейших монополистов.
Рабочий класс, или пролетариат — главная производительная сила буржуазного общества, он появился на свет вместе с фабрично-заводским производством. Он олицетворяет собой высокоразвитые современные производительные силы, их общественную природу, несовместимую с частнокапиталистической формой присвоения и требующую перехода общества к общественной собственности. В отличие от всех других классов буржуазного общества, в том числе и от трудящегося крестьянства, ремесленников, кустарей, рабочий класс не тяготеет к частной собственности. Капитализм отобрал её у рабочих. Совместный труд на крупных капиталистических предприятиях способствует сплочению и росту классового самосознания пролетариата. Рабочий класс приемлет теорию научного социализма, разработанную классиками марксизма, как своё собственное мировоззрение. Вот почему рабочий класс — и только он — в союзе с крестьянством, во главе всех трудящихся способен свергнуть власть капитала и повести людей к социализму.
См. также Подчинение труда капиталу.
- 1Ф. Энгельс. Развитие социализма от утопии к науке. К. Маркс, Ф. Энгельс, Собр. соч., изд. 2, т. 19, с. 228.